Инклюзивное образование

Инклюзивное образование (фр. inclusif — включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) - процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями. Иными словами – это реальный шанс для детей-инвалидов посещать учебные заведения: дошкольные учреждения, школы, ВУЗы наравне со здоровыми детками. Такие дети включаются в систему общего образования, а не изолируются в специальные учреждения, как это было раньше.

Первыми эту систему опробовали школы. Но теперь открываются и специализированные детские сады, где в каждой группе находятся инклюзивные дети. Есть сады, в которых открывают по одной инклюзивной группе. Но то, что даже у нескольких человек появляется возможность не сидеть дома в «заточении», а ходить и общаться с другими детьми, является большим достижением российского образования. Специалистами сада (логопед, дефектолог, психолог, тьютор…) составляется индивидуальный образовательный маршрут для каждого такого ребенка. И воспитатель со специалистами на основе маршрута занимаются социализацией и обучением детей. Работа ведется в комплексе и обязательным условием успешности является работа с семьей, потому что родители должны понимать и продолжать заниматься с ребенком даже вне стен дошкольного учреждения.

Для здоровых детей такое общение является колоссальным источником нравственного воспитания, они начинают понимать, что дети-инвалиды - такие же дети, как и они сами, учатся помогать им, сопереживать, защищать. А для детей с особенностями развития - нормально развивающиеся детки становятся идеалом для подражания, своеобразными учителями. Они стремятся стать такими же, делать то же и так же. И их развитие не стоит на месте, а постоянно они овладевают новыми умениями и навыками, и учатся общаться и не бояться здоровых деток, доверять им и чувствовать себя такими же, равными партнерами общения.

Одним из важных условий организации инклюзивного процесса является командная работа сотрудников. Управленческая команда - это группа специалистов, объединенная пониманием перспективы разви­тия ДОУ и проводящая в коллективе единую политику по достижению поставленных целей. Функционирование и развитие инклюзивного ДОУ зависит от обмена информацией и способности людей совместно решать проблемы и задачи. На территории Российской Федерации гарантируется право каждого человека на образование. Согласно действующему законодательству (Конституция РФ, «Закон об образовании», «Закон о социальной защите инвалидов»), в целях реализации права каждого человека на образование федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов и муниципалитетов должны создаваться условия, необходимые для отсутствия дискриминации в сфере образования по отношению ко всем лицам, в том числе детям с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

В этой связи создаются условия для оказания таким детям ранней коррекционной помощи на основе специальных методов обучения детей с ОВЗ, подходов, наиболее подходящих для таких лиц языков, методов и способов общения. Помимо этого в сфере дошкольного образования для детей с ОВЗ  должны создаваться условия, в максимальной степени способствующие получению специального образования этими лицами, в том числе посредством организации инклюзивного образования.

В статье 5 Федерального «Закона об образовании в РФ»  закреплено право на образование независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного, социального и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

Таким образом, в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами каждому гражданину в стране гарантируется общедоступность и бесплатность любого образования, если он получает его впервые. Право на дошкольное образование детей с ОВЗ закреплено также статьей 19-ФЗ «О социальной защите инвалидов в РФ», где предусмотрено обеспечение образовательными организациями совместно с органами здравоохранения дошкольного, внешкольного воспитания и образование детей-инвалидов, получение инвалидами среднего общего, среднего профессионального и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалидов.

Достаточно полно все вопросы дошкольного образования детей с ОВЗ регулирует «Закон об образовании». В нем установлены особенности организации образовательного процесса для лиц с ОВЗ.

В законе впервые дается понятие «обучающегося с ОВЗ»: это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом и (или) психологическом развитии, подтвержденные психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

В этом законе особенностям организации обучения таких лиц отведена статья 79. Такая практика в РФ встречается впервые. Также в законе вводится понятие «инклюзивное образование»: это обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и их индивидуальных возможностей.

Почему образовательное учреждение может отказать в дошкольном образовании детей с ОВЗ. Очень часто ДОУ отказывают в приеме на дошкольное образование детей с ОВЗ, мотивируя это тем, что работа с дошкольниками с ОВЗ не может проводится ввиду отсутствия специальных условий, незнанием способов адаптации образовательных программ, отсутствием специальных подготовленных педагогических кадров и т. д. Но статья 67 «Закона об образовании» четко прописывает порядок установления правил приема в образовательные организации и четко регламентирует случаи, при которых ребенку может быть отказано в приеме.

Таких случаев несколько:

-При отсутствии в образовательной организации свободных мест. В этом случае родители ребенка с ОВЗ, как и любого другого ребенка, должны обратиться по вопросу устройства в орган исполнительной власти субъекта. Он обязан решить вопрос устройства этого ребенка в другую образовательную организацию.

- В случае проведения индивидуального отбора образовательной организации, при реализации в школе углубленного изучения отдельных школьных предметов или профильного обучения по каким-то направлениям. Если в ДОУ проводится конкурс или индивидуальный отбор.

-Если учреждение реализует дополнительные интегрированные предпрофессиональные образовательные программы в области физической культуры, спорта либо в области искусств.

Других случаев, в которых ребенку с ОВЗ может быть отказано при приеме в детский сад или школу, законом не предусмотрено. Поэтому если в образовательную организацию обращается ребенок с ОВЗ, эта организация обязана принять его и создать для его обучения специальные условия.

Для проведения психолого-педагогической оценки динамики развития ребенка и определения механизмов и конкретных способов реализации индивидуального образовательного маршрута (на основании результа­тов диагностики и рекомендаций, полученных от ПМПК) и, в частнос­ти, для разработки индивидуальной образовательной программы и оценки результативности выбранных методов и технологий помощи ребенку и его адаптации в ДОУ создан Психолого-медико-педагогический консилиум (ПМПк) .

Координации деятельности педагогического коллектива ДОУ по включению детей с ОВЗ в  образовательный процесс способствует возложение обязанностей координатора по инклюзии на одного из специалистов ДОУ. Координатор по инклюзии - это специалист с выс­шим педагогическим, дефектологическим, психологическим образо­ванием (учитель-логопед, учитель- педагог-психолог), имеющий опыт работы с детьми с разными нарушениями развития, прошедший профессиональную подготовку (повышение квалификации, профессиональная переподготовка, бакалавриат, магистратура) в об­ласти инклюзивного образования.

В нашем ДОУ координатором является педагог-психолог Шевелева Светлана Сергеевна, планируется прием в штат детского сада учителя-дефектолога. Также обязанности координатора может выполнять старший воспи­татель, имеющий опыт работы в структурных подразделениях или инклюзивном саду не менее года и прошедший переподготовку, даю­щую ему право работать с детьми с ОВЗ. Основная цель работы ко­ординатора—обеспечение эффективного взаимодействия всех субъек­тов инклюзивного образовательного процесса, что является одним из важнейших условий успешного включения детей с ОВЗ и их родите­лей в среду образовательного учреждения, адаптации образовательно­го учреждения к новым условиям функционирования.

В обязанности координатора по инклюзии входит:

-взаимодействие с ПМПК для получения рекомендаций по опреде­лению образовательного маршрута и условий, необходимых для эффек­тивного включения и успешной адаптации ребенка в ДОУ;

-организация подготовки персонала инклюзивной группы к прихо­ду реверса с ОВЗ -проведение беседы об особенностях его развития, методах работы с ним и создании необходимых условий в группе;

-организация подготовки родителей нормально развивающихся детей к приходу в группу ребенка с ОВЗ - проведение бесед на роди­тельском собрании, показ фильмов о детях с ОВЗ, организация совмест­ных детско-родительских мероприятий (например, праздников, похо­дов) с участием семей, воспитывающих детей с ОВЗ;

-организация методической помощи воспитателям по адаптации каждого ребенка с ОВЗ и включению его во взаимодействие с другими детьми; общие игры, групповые занятия;

-оказание помощи психологу в организации игровых занятий в мини-группах с целью включения ребенка с ОВЗ во взаимодействие с другими детьми;

-организация взаимодействия специалистов и воспитателей инк­люзивных групп: еженедельные рабочие встречи с обсуждением резуль­татов работы, ведение журнала взаимодействия, текущих записей по каждому ребенку;

-контроль за ведением документации по каждому ребенку специа­листами ДОУ, посещение занятий специалистов;

-организация и контроль за проведением психолого-педагогичес­кой диагностики с целью отслеживания динамики развития ребенка (Зраза в год);

-организация работы ПМПк по обсуждению достижений каждого ребенка (3 раза в год — плановые консилиумы, а также по запросу роди­телей или педагогов);

-организация взаимодействия с семьей ребенка с ОВЗ: встречи с родителями, беседы, консультации, информационная поддержка, составление индивидуального плана развития ребенка с учетом интере­сов семьи, привлечение родителей к участию в коррекционно-развива- ющей работе, организация встреч родителей со специалистами, конси­лиума с участием родителей—по запросу родителей или педагогов;

-организация консультаций ребенка у специалистов (невропатоло­га, психоневролога или других) по запросу родителей или педагогов;

-организация преемственности инклюзивного образования: помощь в выборе ОУ при переходе ребенка на следующую ступень образования (например, из детского сада в школу), налаживание кон­тактов с педагогическим коллективом ОУ, в которое поступает ребенок с ОВЗ, помощь в его адаптации;

-совместно со старшим воспитателем (другими членами админист­ративной группы) организация открытых занятий, мастер-классов, семинаров с целью повышения квалификации педагогического соста­ва, семинаров и тренингов для родителей.

Координатор по инклюзии создает необходимые условия совместной работы коллектива ДОУ и родителей для наиболее эффективной реализации программы развития и реабилитации каждо­го ребенка с ОВЗ и его социализации в инклюзивной группе.

Проблемы воспитания особого ребенка становятся причиной глубокой и продолжительной социальной дезадаптации семьи. Бывают случаи, когда родители отдаляются от друзей, знакомых, родственников. Иногда семьи распадаются. Педагогам детского сада воспитывать особого ребенка тоже непросто. Но если работать совместно с родителями, то лучше будет и ребенку, и семье, и детскому саду.

Таким образом, совместное обучение и воспитание детей с ОВЗ и детей без отклонений в развитии, организация детско-родительского взаимодействия помогает всем дошкольникам освоить нормы и правила поведения в коллективе и подготовиться к дальнейшей жизни в социуме.