При поступлении в ДОУ все дети переживают адаптационный стресс, поэтому, чтобы уменьшить воздействие факторов, приводящих к стрессам, очень важно психолого-педагогическое сопровождение воспитанников и их родителей.
Сопровождение процесса адаптации детей второй группы раннего возраста и первых младших групп проводится по нескольким направлениям:
1. Наблюдение за вновь поступившими детьми в группах, на прогулке, во время занятий.
2. Анкетирование родителей с целью уточнения особенностей развития ребенка.
3. Индивидуальные консультации и рекомендации родителям для поддержания высокого уровня адаптации детей.
4. Оформление в группах информационного стенда, позволяющего родителям ознакомиться с необходимыми условиями для успешной адаптации ребенка.
5. Заполнение листов адаптации на каждого ребёнка.
6. Консультации и рекомендации для воспитателей с целью решения тех или иных вопросов с конкретным ребенком. Подбор адаптационных игр и упражнений, способствующих снятию тревоги, агрессии, психоэмоционального напряжения, развитию познавательных интересов.
Общая цель поддержки ребенка в адаптационный период – формирование у него нового, совместно с другими детьми, способа жизнедеятельности и форм удовлетворения своих потребностей под руководством воспитателя.
Индивидуальное сопровождение осуществляется при тяжелой степени адаптации ребенка к условиям дошкольного учреждения. Работа строится по результатам диагностики, исходя из конкретной ситуации (трудностей у ребенка, эмоциональных проявлений, поведенческих реакций). Обязательно сотрудничество с взрослыми (консультирование педагогов, родителей). Используется метод игровой терапии.
Групповое сопровождение детей в период адаптации осуществляется посредством осуществления игровых сеансов. Педагог-психолог детского сада №12 Светлана Сергеевна Шевелева использует Программу «Малышок», составленную на основе пособия Роньжиной А.С. "Занятия психолога с детьми 2—4-х лет в период адаптации к дошкольному учреждению".
Изображение заимствовано с сайта Myhandbook.com