Призыв к переменам. РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ. ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ.

Призыв к переменам

73% потребителей заявляют о своей твердой готовности изменить свои привычки потребления для снижения воздействия на окружающую среду. Однако на этом пути существует ряд барьеров – цены, доступ, информационная перегрузка. Потребители могут призывать к ликвидации этих барьеров, требовать большей прозрачности цепочек поставок, лоббировать принятие государствами соответствующих законов или стимулов для внедрения наилучших практик. Потребители уже проявляют высокую активность в вопросах защиты окружающей среды – это климатические забастовки и бойкотирование не придерживающихся принципов устойчивого потребления брендов. У всего этого есть огромный потенциал дальнейшего развития.

ЧТО НУЖНО ПОТРЕБИТЕЛЯМ

Чтобы иметь возможность осуществить собственный экологический выбор, который всем нам нужно сделать, потребителям необходимы доступ и информация. Должна присутствовать соответствующая инфраструктура, отвечающая обязательствам, которые принимают на себя потребители. Устойчивое потребление должно стать простым и легким выбором.

Нам всем необходимо работать над тем, чтобы избежать путаницы в отношении того, как совершать покупки устойчивых товаров. Для этого необходимо, чтобы производители, розничные продавцы и политики предпринимали все возможные меры для того, чтобы сделать товары безопасными, долговечными и ресурсоэффективными, до того как они предоставят потребителям ясную и надежную информацию, определяющую их выбор.

Впереди нас ждут серьезные вызовы, и, чтобы справиться с ними, нам понадобятся новые технологии. Вот лишь несколько примеров того, как технологии могут поддержать переход к более устойчивому и рациональному потреблению:

- Создание выращиваемых в лабораторных условиях или растительных альтернатив мяса;

- Интеллектуальные счетчики энергии для мониторинга индивидуального и общегородского потребления энергии

-  Электромобили

-  Датчики IoT, помогающие энергетическим компаниям снижать выбросы (и одновременно бороться с потерями товарного газа.

 

РОЛЬ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Защита прав потребителей и движение потребителей могут сыграть важную роль в построении более устойчивого мира. Защита и расширение прав и возможностей потребителей всегда были связаны с обеспечением здоровой, устойчивой окружающей среды, справедливого распределения ресурсов и созданием экономических систем, работающих для людей как потребителей. Принципы защиты интересов потребителей, в том виде, в котором они определены ООН, также могут быть полезным инструментом обеспечения более справедливого перехода к устойчивой, циркулярной модели экономики. Некоторые из этих принципов прямо указывают на устойчивое потребление, другие имеют критически важное значение с точки зрения достижения ЦУР и реализации подходов циркулярной экономики.

-  Доступ к основным товарам и услугам

-  Защита уязвимых и обездоленных потребителей

-  Защита от угроз здоровью и безопасности

-  Продвижение и защита экономических интересов потребителей

-  Доступ к достоверной и полной информации, позволяющей сделать осознанный выбор

-  Просвещение потребителей, в том числе по вопросам в части экологических, социальных и экономических последствиях выбора потребителей

-  Наличие эффективных механизмов урегулирования споров и выплат компенсаций

- Свобода создания групп и организаций потребителей и представления их взглядов при принятии решений

- Продвижение рациональных моделей потребления

- Защита в электронной коммерции в степени, не меньшей чем в других формах торговли

- Защита конфиденциальности и глобальный свободный поток информации

 

ВСЕМИРНЫЙ ДЕНЬ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Правление и Совет Всемирной организации потребителей выбрали тему «Рациональный потребитель» в качестве темы Всемирного дня прав потребителей 2020 года. Всемирный день прав потребителей будет посвящен преимущественно вовлечению и расширению прав и возможностей потребителей в отношении осуществления ими выбора устойчивого потребления, необходимого для достижения целей в области устойчивого развития. Мы хотим ликвидировать недопонимание и путаницу в вопросах устойчивости и способствовать тому, чтобы производители, розничные продавцы и политики предпринимали все возможные меры для того, чтобы сделать товары безопасными, долговечными и ресурсоэффективными – это предпосылки для уверенного выбора потребителями устойчивого потребления.

В 2020 году организаторы праздника решили уделить внимание важности здорового питания. Ещё 10 лет назад была разработана Глобальная стратегия, направленная на оптимизацию пищевых привычек населения, повышение значимости правильного, физически активного образа жизни. Но за прошедшие годы все пункты этой программы не были соблюдены. И основными причинами смертности по-прежнему являются ожирение, сахарный диабет, повышенное содержание холестерина и глюкозы в крови, гипертония. Негативное влияние этих заболеваний на общее состояние здоровья человека и продолжительность его жизни в несколько раз превышает риски, вызванные курением, употреблением спиртного. День защиты прав потребителей 2020 должен привлечь внимание общественности к этим проблемам.

Сложность выбора правильной, здоровой диеты

Для избавления от пищевой зависимости, разработки правильного, сбалансированного меню, потребителям не стоит следовать призывам рекламных лозунгов. Основная цель маркетинговых разработок современных предприятий-производителей продовольственной продукции – реализация создаваемых ими товаров: газированных напитков, чипсов, кондитерских изделий, фаст-фуда. Отсутствие информации, разъясняющей правила выбора здоровых продуктов питания, усложняет поставленную перед каждым из нас задачу по разработке рациональной, безвредной для организма диеты. Всемирный день защиты прав потребителей, проводимый в этом году, способен восполнить этот информационный пробел.

           

Для того чтобы сохранить природные ресурсы и улучшить социальные условия для нынешних и будущих поколений, всемирная организация потребителей призывает каждого потребителя придерживаться принципов ответственного потребления товаров и услуг.   
Реализация программы ответственного потребления и производства – является одной из 17 глобальных целей, определенных Генеральной Ассамблеей ООН 25 сентября 2015 года.
Важным направлением для достижения этой цели является эффективное управление природными ресурсами и способами утилизации отходов и загрязняющих веществ, а также поощрение производителей и потребителей, внедряющих переработку и сокращение отходов, а также принципы циклической экономики.

Обращая внимание на рядового потребителя, необходимо знать, что существует целый ряд аспектов потребления, простые изменения которых могут оказать значительное воздействие на общество в целом.

Например, по статистике каждый год около трети всего производимого продовольствия, что составляет 1,3 млрд. тонн стоимостью около 1 трлн. долл. США, в конечном счете оказывается в мусорных контейнерах потребителей и магазинов или портится из-за плохо организованного сбора урожая и транспортировки, и это в то время когда около 1 миллиарда человек в мире страдают от хронического недоедания.

Глобальные выбросы двуокиси углерода с 1990 года выросли почти на 50%. Домашние хозяйства потребляют 29% мировой энергии и выбрасывают до 21% общего объема углекислого газа. При этом, если бы люди во всем мире перешли на энергоэффективные лампы, мировая экономия составила бы 120 млрд. долл. США в год.

Еще одним актуальным вопросом, который требует решения, является загрязнение воды. Мы загрязняем воду быстрее, чем природа способна перерабатывать и очищать ее в реках и озерах. Существуют реальные способы стать ответственными потребителями:

-Обдуманно совершайте покупки

-Рационально расходуйте природные ресурсы

- Снижайте объем производства отходов, путем принятия мер по предотвращению их образования.

-Разделяйте и сдавайте на переработку отходы

- Сдавайте ненужные подержанные вещи в комиссионные магазины или благотворительные организации и др.

Это в значительной степени позволит уменьшить будущие экономические, экологические и социальные издержки, повысит экономическую конкурентоспособность.