Согласовано Утверждено:
на Педагогическом Совете Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12
Протокол № 2 «17» октября 2011г «Золотой ключик»__________Т.Б. Гаврилова
«17» октября 2011г
ПОЛОЖЕНИЕ
о мини-музеях дошкольных групп
1. Общие положения
Мини-музеи создаются в каждой возрастной группе в целях воспитания, обучения, развития и социализации воспитанников. Профиль и функции мини-музея определяются задачами Учреждения
2. Цель:
способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры; создавать условия для самостоятельной исследовательской деятельности
Задачи:
- формирование системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию
- способствование воспитанию толерантности, познавательному, творческому и эмоциональному развитию
- обогащение развивающей предметной среды;
3. Организация и деятельность мини-музеев
Учредительным документом мини-музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения.
Мини-музеи организуются во всех возрастных группах с учетом интересов детей, педагогов, родителей.
Мини-музеи систематически пополняются материалом
На их базе организуется культурно-просветительская и информационная деятельность.
4. Руководство деятельностью мини-музея
Общее руководство деятельностью мини-музеев осуществляет старший воспитатель. Текущую работу мини-музеев осуществляют педагоги групп.
4.1.Распределение обязанностей между педагогами
Если идея мини-музея возникает по инициативе детей, то главным исполнителем проекта являются воспитатель, дети и родители группы.
Если заранее запланированный проект, охватывающий весь коллектив ДОУ, координирующую роль выполняет старший воспитатель. Он обобщает предложения педагогов, детей и родителей, включает задачу создания и использования мини-музеев в перспективные планы, анализирует образовательные программы, проводит конкурсы среди групп, составляет методические рекомендации для педагогов. Главным куратором мини-музея в группе является воспитатель. Специалисты, педагоги дополнительного образования анализируют свои программы и разрабатывают собственные варианты мини-музеев. Педагоги-психологи отслеживают влияние мини-музеев на развитие дошкольников (познавательное, эмоциональное и т.п.), соответствие этих элементов развивающей среды возрасту детей,отношение детей к мини-музею и другие характеристики. Педагог по изобразительной деятельности проводит консультации, связанные с оформлением мини-музея, организацией выставок детских работ. На занятиях по ручному труду дошкольники изготавливают некоторые экспонаты, макеты. Музыкальный руководитель и педагог по театральной деятельности организуют тематические праздники, семейные мероприятия.
4.2.Сбор информации
Составить перечень экспонатов, которые составят основу коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, а также уголков самостоятельной деятельности.
4.3. Выбор места для мини-музея
1. Групповое помещение
Этот вариант предоставляет возможность выстраивать материал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам музея. Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педагогу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятельные исследования за экспериментальным столиком.
Экспонаты группового мини-музея могут размещаться на небольших стеллажах, в шкафчиках и на настенных полочках у входа в комнату, в спальне, в игровом уголке.
2. Приемная
Полки для экспонатов не располагать над шкафчиками для одежды, а закрепить на уровне глаз ребенка
3. Помещения для дополнительных занятий, студии
При оформлении мини-музеев в дополнительных помещениях важно учитывать специфику занятий, которые в нем проводятся. Рядом с физкультурным залом можно выделить уголок для мини-музея мячей или другого спортивного оборудования. В экологическую комнату или зимний сад органично впишется музей природы, а в дизайн-студию — мини-музей предметов с необычным дизайном или историей их создания.
Театральная студия может быть дополнена музеем театральных кукол или костюмов, комната сказок — мини-музеем сказочных предметов и персонажей, музыкальный зал — коллекциями музыкальных инструментов, библиотека — музеем книги, игровая комната — музеем игрушек, компьютерная — мини-музеем с фотографиями компьютерной техники, старой клавиатуры, компьютерных мышек, ковриков. В лаборатории может быть собрана коллекция биноклей, песочных часов, лабораторной посуды, увеличительных стекол
4. Холлы
Экспонаты могут находиться на отдельных полочках, в шкафах. Часть образцов может разместиться на стенах и на потолке (если это неопасно).
5. Территория
К традиционным музеям такого типа относятся исторические и фольклорные экспозиции. Музей может быть представлен национальной избой, фермой (деревянные фигурки животных), избушкой Бабы Яги или лешего, ветряной или водяной мельницей, деревянными лавочками и столиками, за которыми можно пить чай из самовара, старинной утварью. Украсят музей цветочные композиции в глиняных горшках или в деревянных телегах, фигурки аистов в гнездах и ферма с домашними животными или их фигурками.
4.3. Связь с социумом
Детский сад определяет возможные направления и задачи работы с социумом (музеями, театрами, организацией ветеранов, обществом охраны природы, администрацией), школой и налаживает контакты с учреждениями и организациями. Это дает возможность детскому саду реализовать в музейной педагогике преемственность.
В отдельных случаях на базе детского сада создается детский музейный центр (как правило, с участием сотрудников местных музеев).
4.4. Работа с детьми и родителями
На подготовительном этапе проводится и работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи, экскурсии в местные музеи. Дети и родители готовят небольшие сообщения о тех музеях, которые они посещали.
Для более эффективного сотрудничества с семьями может быть создан родительский совет и разработаны семейные проекты.
Закрепить в мини-музеях папки с описанием экспонатов и дополнительной информацией. Папки могут располагаться на стоках или быть прикрепленными к стене
4.5.Оформление мини-музея зависит от возможностей и воображения коллектива детского сада. Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикальном и горизонтальном. На стеллажах и настенных полочках, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.
На горизонтальном уровне, экспонаты смотрятся в одной плоскости и в круговую.
Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:
• размещение материала на настенных полочках;
• использование ширм;
• использование стендов;
• использование мобилей
• размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.
• вазы с раскидистыми ветками. Можно подвешивать мелкие экспонаты, небольшие картинки, медальоны с загадками или заданиями.
Возле конкретных экспонатов имеются знаки-правила о взаимодействии с данными предметами.
Периодически появляются различные «секретики» — задания, необычные экспонаты, сюрпризы
4.6. Название мини-музея
Название мини-музея должно быть ярким, привлекательным и отражать его содержание.
4.7. Игры для мини-музеев
Содержание и виды игр обычно зависят от тематики мини-музея (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и т.п.). Дидактические игры или материалы для игровых упражнений располагают в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах
5. Открытие мини-музея проводится в торжественной «официальной» обстановке с приглашением родителей, детей других групп, учеников близлежащей школы, сотрудников музеев и других представителей социума.
Международный день музея — 18 мая