Положение

Согласовано                                               Утверждено:              

на Педагогическом Совете                          Заведующий МБДОУ «Детский сад № 12

Протокол № 2  «17» октября 2011г           «Золотой ключик»__________Т.Б. Гаврилова

                                                                                                «17» октября 2011г

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о мини-музеях дошкольных групп

 

1. Общие положения

Мини-музеи создаются в каждой возрастной группе в целях воспитания, обучения, развития и социализации воспитанников. Профиль и функции мини-музея определяются задачами Учреждения

 

2. Цель:  

способствовать воспитанию у дошкольников основ музейной культуры;   создавать условия для самостоятельной исследовательской деятельности  

Задачи:

 - формирование системы ценностей ребенка, в его приобщении к историческому, культурному, природному наследию

-  способ­ствование воспитанию толерантности, познавательному, творческо­му и эмоциональному развитию

-    обогащение развивающей предметной среды;  

 

3. Организация и деятельность мини-музеев

Учредительным документом мини-музея является приказ о его организации, издаваемый руководителем образовательного учреждения.

Мини-музеи организуются во всех возрастных группах  с учетом интересов детей, педагогов, родителей.

Мини-музеи систематически пополняются материалом  

На их базе организуется культурно-просветительская и информационная деятельность.

 

4. Руководство деятельностью мини-музея

Общее руководство деятельностью мини-музеев осуществля­ет  старший воспитатель. Текущую работу мини-музеев осуществляют пе­дагоги групп.

4.1.Распределение обязанностей между педагогами

Если идея мини-музея возникает по инициативе детей, то главным исполнителем проекта являются воспитатель, дети и родители группы.

Если   заранее запланиро­ванный проект, охватывающий весь коллектив ДОУ, координи­рующую роль выполняет старший воспитатель. Он обобщает предложения педагогов, детей и родителей, включает задачу создания и использования мини-музеев в перспективные планы, анализирует образовательные программы, проводит конкурсы среди групп, составляет методические рекомендации для педаго­гов. Главным куратором мини-музея в группе является  воспитатель. Специалисты, педагоги дополнительного об­разования анализируют свои программы и разрабатывают соб­ственные варианты мини-музеев. Педагоги-психологи отслежи­вают влияние мини-музеев на развитие дошкольников (познавательное, эмоциональное и т.п.), соответствие этих эле­ментов развивающей среды возрасту детей,отношение детей к мини-музею и другие характеристики. Педагог по изобразитель­ной деятельности   проводит консультации, связанные с оформлением мини-музея, организацией выставок детских работ. На занятиях по ручному труду дошкольники изготавливают не­которые экспонаты, макеты. Музыкальный руководитель и пе­дагог по театральной деятельности организуют тематические праздники, семейные мероприятия.

4.2.Сбор информации

Составить перечень экспо­натов, которые составят основу коллекции, и вывесить его в раздевалке, чтобы родители смогли его дополнить. Параллельно подбирается литература, видеофильмы, аудиозаписи, фотографии по теме, а также уголков самостоятельной деятельности.­

4.3. Выбор места для мини-музея

1. Групповое помещение

Этот вариант предоставляет возможность выстраивать мате­риал музея постепенно, по мере получения новой информации. Воспитатель может в любое время обратиться к материалам му­зея. Дети группы могут в любое время по желанию рассматривать экспонаты, обсуждать их особенности, задавать вопросы педаго­гу, использовать некоторые экспонаты для режиссерских игр, пользоваться дидактическими играми и проводить самостоятель­ные исследования за экспериментальным столиком.

Экспонаты группового мини-музея могут размещаться на не­больших стеллажах, в шкафчиках и на настенных полочках у входа в комнату, в спальне, в игровом уголке.

2. Приемная

Полки для экспонатов не располагать над шкафчиками для одежды, а  закрепить на уровне глаз ре­бенка  

3. Помещения для дополнительных занятий, студии

При оформлении мини-музеев в дополнитель­ных помещениях важно учитывать специфику занятий, которые в нем проводятся.  Рядом с физкультурным залом можно выделить уголок для мини-музея мячей или другого спортивного оборудования. В экологическую комнату или зимний сад органично впишется музей природы, а в дизайн-студию — мини-музей предметов с необычным дизайном или историей их создания.

Театральная студия может быть дополнена музеем театраль­ных кукол или костюмов, комната сказок — мини-музеем сказочных предметов и персонажей, музыкальный зал — коллекциями ­ музыкальных инструментов, библиотека — музеем книги, игровая комната — музеем игрушек, компьютерная — мини-музеем с фотографиями компьютерной техники, старой клавиатуры, ком­пьютерных мышек, ковриков. В лаборатории может быть собрана коллекция биноклей, пе­сочных часов, лабораторной посуды, увеличительных стекол

4. Холлы

Экспонаты могут находиться на отдельных полочках, в шкафах. Часть образцов может разместиться на стенах и на потолке (если это неопасно).  

5. Территория

 К традиционным музеям такого типа относятся исторические и фольклорные экспозиции.   Музей может быть представлен национальной избой, фермой (деревянные фигурки животных), избушкой Бабы Яги или лешего, ветряной или водяной мельницей, деревянными лавочками и столиками, за которыми можно пить чай из само­вара, старинной утварью. Украсят  музей цветочные ком­позиции в глиняных горшках или в деревянных телегах, фигурки аистов в гнездах и ферма с домашними животными или их фи­гурками.  

4.3. Связь с социумом

Детский сад определяет возможные направления и задачи работы с социумом (музеями, театрами, организацией ветеранов, обществом охраны природы, администрацией), школой и нала­живает контакты с учреждениями и организациями. Это дает возможность детскому саду реализовать в музейной педагогике преемствен­ность.

В отдельных случаях на базе детского сада создается детский музейный центр (как правило, с участием сотрудников местных музеев).

4.4. Работа с детьми и родителями

На подготовительном этапе проводится и работа с детьми: беседы о том, что такое коллекция и музей, какими бывают музеи, экскурсии в местные музеи. Дети и родители готовят небольшие сообщения о тех музеях, которые они посещали.

Для более эффективного сотрудничества с семьями может быть создан родительский совет и разработаны семейные про­екты.

Закрепить в мини-музеях   папки с описанием экспонатов и дополнитель­ной информацией. Папки могут располагаться на стоках или быть прикрепленными к стене

4.5.Оформление мини-музея зависит от возможностей и воображения коллектива детского сада.  Наиболее оптимальным является вариант размещения экспонатов на разных уровнях: вертикаль­ном и горизонтальном. На стеллажах и настенных полочках, ширмы, стенды, столики разной величины, тумбы.

На горизонтальном уровне, экспонаты смотрятся в одной плоскости и  в круговую.    

Освоение вертикали может быть осуществлено следующим образом:

размещение материала на настенных полочках;

использование ширм;

использование стендов;

использование мобилей

размещение мелкого материала на сухих или искусственных ветках деревьев.

вазы с раскидистыми ветками.   Можно подвешивать мел­кие экспонаты, небольшие картинки, медальоны с загадками или заданиями.

Возле конкретных экспонатов имеются знаки-правила о   взаимодействии с данными предметами.

Периодически появляются различные «секретики» — задания, необычные экспонаты, сюрпризы

4.6. Название мини-музея

Название мини-музея должно быть ярким, привлекатель­ным и отражать его содержание.

4.7. Игры для мини-музеев

Содержание и виды игр обычно зависят от тематики мини-музея (сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические и т.п.). Дидактические игры или материалы для игровых упраж­нений располагают в коробках и конвертах. Некоторые задания можно разместить на стендах

5. Откры­тие мини-музея проводится в торжественной «официальной» обстановке  с приглашением родителей, детей других групп, учеников близлежащей школы, сотрудников музеев и других представителей социума.

Международный день музея — 18 мая