Особый ребенок - обычное детство

Инклюзивное (франц. inclusif – включающий в себя, от лат. include – заключаю, включаю) или включенное образование – термин, используемый для описания процесса обучения детей с особыми потребностями в общеобразовательных (массовых) учреждениях.

Нормативно - правовая база (посмотреть) 

Одна из основных целей модернизации инфраструктуры ДОУ является: обеспечение прав граждан на получение качественного дошкольного образования. В процессе модернизации решается задача – создание в ДОУ без барьерной среды, позволяющей детям с ограниченными возможностями здоровья получить современное дошкольное образование, развитие сотрудничества ДОУ с учреждениями социальной сферы. Психолог Е.А. Стребелева в своей программе отметила: «…ключевой позицией обновления дошкольного специального образования является создание условий для системного развития возможностей проблемного ребенка в целях обогащения его социального опыта»

Сегодня в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями здоровья. Инклюзивное образование дает им возможность учиться и развиваться в среде обычных дошкольников. При этом всем детям инклюзивной группы предоставляются равные условия для того, чтобы включиться в воспитательно-образовательный процесс.

Совместное обучение дошкольников с разными стартовыми возможностями допустимо, если в образовательном учреждении созданы специальные условия для воспитания и обучения.

Существует восемь основных принципов инклюзивного образования:

1. Ценность человека не зависит от его способностей и достижений.

2. Каждый человек способен чувствовать и думать.

3. Каждый человек имеет право на общение и на то, чтобы быть услышанным.

4. Все люди нуждаются друг в друге.

5. Подлинное образование может осуществляться только в контексте реальных взаимоотношений.

6. Все люди нуждаются в поддержке и дружбе ровесников.

7. Для всех обучающихся достижение прогресса скорее может быть в том, что они могут делать, чем в том, что не могут.

8. Разнообразие усиливает все стороны жизни человека.

 Недостатками инклюзивного образования является психологическая неготовность общества к принятию человека с ограниченными возможностями здоровья, несовершенство системы социальной поддержки и обеспечения таких лиц и инвалидов.

Инклюзивное образование развивает у дошкольников толерантность, терпимость, милосердие и взаимоуважение. Участники воспитательного процесса учатся видеть возможности, которыми обладают дети с ОВЗ, несмотря на имеющиеся у них нарушения.

Как влияет инклюзивное дошкольное образование на результаты обучения и социальной интеграции детей?

Совместное обучение и развитие здоровых детей и детей с особыми потребностями необходимо, в первую очередь, для того, чтобы решить проблемы с социальной адаптацией последних. В детском сообществе воспитывается толерантность и равноправное отношение к детям-инвалидам. В ситуации, когда инклюзивным становится именно дошкольное образование, этот путь наиболее эффективен, ведь дети дошкольного возраста не имеют опасных предубеждений насчёт сверстников, которые волею судьбы являются не такими, как все.

 Многолетний опыт инклюзивного образования в Англии позволил исследователям доказать, что дети, обучающиеся в подобных группах, показывают более высокие результаты. Причём, имеются ввиду как результаты здоровых детей, так и результаты детей с особыми потребностями.

Имеет ли инклюзивное дошкольное образование негативные последствия для обеих сторон?

Многие родители переживают из-за того, что педагог или воспитатель будет уделять здоровым детям недостаточно внимания по причине того, что ему постоянно придётся тратить своё драгоценное время на особых детей. Однако в обыкновенную группу включают не более 2-3 детей с особыми потребностями, и педагог уделяет им столько же внимания, сколько и здоровым детям. Если речь идёт о детях-инвалидах с полной сохранностью интеллекта, то они, как правило, не имеют совершенно никаких дополнительных потребностей, которые бы вынуждали педагога задерживать всю остальную группу детей в процессе обучения.

 Для детей с ограниченными потребностями дошкольное образование, полученное на общих основаниях – это реальный шанс избавиться от многих трудностей социально-психологического характера, с которым вынуждено сталкиваться большинство детей-инвалидов.

Образовательная деятельность в МБДОУ реализуется совместно со  специалистами:

Старший воспитатель. Деятельность старшего воспитателя направлена на координирование  деятельности всех участников коррекционно – образовательного процесса Лекотеки.

Учитель-дефектолог. Формирует или развивает представления об окружающем мире, элементарные математические представления, мышление, восприятие, моторику, сенсорные эталоны на индивидуальных и подгрупповых занятиях с учетом индивидуальных особенностей детей.

Учитель-логопед. Проводит диагностику речи, участвует в создании индивидуальных программ развития детей, проводит индивидуальные занятия с детьми по коррекции речевого развития, проводит подготовку артикуляционного аппарата к постановке звуков.

Педагог-психолог. Осуществляет психолого-педагогическую поддержку семьи и участвует в проведении игровых сеансов, способствует созданию благоприятных условий для развития личности ребенка, принимает участие в социальной адаптации семьи, имеющей ребенка с ограниченными возможностями здоровья, осуществляет индивидуальное и групповое сопровождение семьи.

Инструктор по физической культуре. Работает над  сохранением и укреплением здоровья всех детей и их физического развития,  организует спортивные праздники, досуги и развлечения,

Музыкальный руководитель. Проведение коррекционно – развивающих мероприятий при помощи музыкотерапии (пробуждение у детей эмоционального отклика на музыкальные произведения, и совместно с этим оказание эффективного лечебного воздействия на психические процессы детей, помимо этого, музыкотерапия восстанавливает и укрепляет силы ребёнка, раскрывает его внутренний потенциал и истинный интерес к окружающему миру).

Методические материалы и нормативные документы ДОУ

· Адаптированная образовательная программа для детей с задержкой психического развития

· Адаптированная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи.

· Адаптированная образовательная программа для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Положение об оказании логопедической помощи

Положение о психолого - педагогической комиссии ДОУ

Приказ об организации деятельности лекотеки (ежегодно утверждается состав и организация работы)

Приказ о создании ППк ДОУ (ежегодно утверждается состав и организация работы)

Полезные ссылки родителям: 

Мониторинг деятельности психолого-педагогических консилиумов (ППк) образовательных организаций

Мониторинг оказания  логопедической помощи в образовательных организациях

Сайт «ОВЗ. РФ» - портал полезной информации о проблеме воспитания, обучения и психолого-педагогического сопровождения лиц с особыми образовательными потребностями - обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и лиц с инвалидностью.

Федеральный портал "Российское образование"

Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам"

Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов

Детский портал «Солнышко»

Детский информационно-развлекательный портал журнала « Мурзилка»

Детский портал «Тырнет»

"Теремок" - сайт для детей

«ПочемуЧка»- сайт для детей и их родителей

Детский информационно-развлекательный портал киножурнала « Ералаш»

«Матрешкино Семейство» - портал для всей семьи. Посвящен народным традициям, культуре и ориентирован на аудиторию - для всей семьи

Социальные партнеры:

1.      ЧРОО детей-инвалидов и их родителей "Дети-Ангелы" Чувашской Республики

2.      Благотворительный фонд помощи детям с детским церебральным параличом "Али"

4.      МБУ "Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи "Гармония" г. Чебоксары"

5.      БОУ "Центр образования и комплексного сопровождения детей"

6.      БУ "Реабилитационный центр для детей" Минтруда Чувашии г. Чебоксары

7.      МБУ "Центр психолого-педагогической реабилитации и коррекции "Семья" г. Чебоксары"

8.      Реабилитационный центр "Надежда"

9.      Республиканский детский центр восстановительного лечения

10.  Психотерапевтический центр БУ "Республиканская психиатрическая больница"

11.  Центр детской нейропсихологии Сусловой Е.С.

12.  Центр детской нейропсихологии и развития речи "Прана"

13.  Чувашская школа иппотерапии АО "Санаторий "Надежда"

14.  Чувашская региональная общественная организация социальной поддержки и защиты граждан "Свобода"

15.  Консультационный центр "Умка"

16.  Даун-центр для семей, воспитывающих детей с синдромом Дауна в БУ "Реабилитационный центр для детей"

17.  ЧРОО помощи детям с расстройствами аутического спектра "Крылья"

18.  ФГБОУ "Чувашский государственный педагогический университет им И.Я. Яковлева"


НОВОСТИ

25.12.2023 В детском саду №12 «Золотой ключик» более к 60 детишкам с особыми потребностями, детям участников СВО и детям из многодетных семей пришел с подарками Дедушка Мороз и сказочные герои




Прикрепленные файлы

pdf
monitoring-okazaniya-logopedicheskoj-pomoschi-v-obrazovateljnih-organizaciyah.pdf 135,36 Kb 26.12.2023
pdf
monitoring-deyateljnosti-psihologo-pedagogicheskih-konsiliumov-ppk-obrazovateljnih-organizacij.pdf 251,39 Kb 26.12.2023
pdf
prikaz-222-o-sozdanii-psihologo-pedagogicheskogo-konsiliuma.pdf 59,57 Kb 16.06.2023
pdf
prikaz-189-ob-organizacii-deyateljnosti-lekoteki.pdf 60,41 Kb 16.06.2023
pdf
polozhenie-o-ppk.pdf 386,23 Kb 16.06.2023
pdf
polozhenie-o-logoped-pomoschi.pdf 455,01 Kb 15.06.2023