Музейная педагогика

Дети по природе своей исследователи. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание окружающего мира, он хочет его познавать: рвет бумагу и смотрит, что получится; наблюдает за рыбками в аквариуме, изучает поведение синицы за окном, проводит опыты с разными предметами; разбирает игрушки, изучая их устройство. Все это – объекты исследования. Исследовательское поведение для дошкольника – главный источник получения представлений о мире.

 Все темы для исследовательской работы детей можно условно объединить в три основные группы:

1.     Фантастические – темы, ориентированные на разработку несуществующих фантастических объектов и явлений. Например: ребенок делает проект космического корабля. Это может быть рисунок или макет, склеенный из бумаги, картонных коробок, упаковок из-под продуктов питания и косметики. А может быть даже “сконструировано” несуществующие животное с какими-то новыми, необычными возможностями.

  1. Эмпирические – темы, предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов. В качестве объектов для детского экспериментирования и наблюдений могут быть растения, животные, явления неживой природы (вода, камни, небесные светила). Например: вместе с детьми проводим экспериментирование с волнистыми попугайчиками - проверяем, как попугаи реагируют на свет, боятся ли громких звуков, резких движений, любят ли музыку и др. Можно провести эксперименты с растениями и их цветами, семенами. С явлениями неживой природы.
  2. Теоретические – темы, ориентированные на работу по изучению и обобщению фактов, материалов содержащихся в разных источниках. Сейчас издается много очень хороших энциклопедий и справочников для детей разного возраста, что создает прекрасные условия для проведения теоретических исследований. Например: вместе с детьми собираем из разных источников информацию об определенной группе пород собак, устройстве парусных кораблей или истории музыкальных инструментов. Обычно темы теоретические могут разрабатывать дошкольники, входящие в категорию одаренных детей.

В нашем детском саду объектом исследования является групповой мини-музей. Создание мини-музея способствует

воспитанию толерантности, познавательному, творческо­му и эмоциональному развитиюОн является интерактивным и предполагает активное поведение ребенка по отношению к экспонатам. Главное в таком музее — не ценность самих экспонатов, а наличие условий для творчества и самостоятельной деятельности ребенка.

  Темы для исследования предполагаются ТЕОРИТИЧЕСКИЕ. Из разных источников детьми, родителями, педагогами собирается информация о предметах мини-музея. Различные формы работы с детьми проводятся по ознакомлению с экспонатами. Конспект совместной деятельности   педагога с детьми фиксируется в исследовательских картах.

 

 

ВЫСТАВКИ

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЕ КАРТЫ

МИНИ-МУЗЕЙ В ГРУППЕ

Положение о создании мини-музеев